Государственный музей-заповедник «Павловск»
Павловск (Ленинградская область),
Россия (Russia)
Адрес музея: 196621, Ленинградская область, г. Павловск, ул. Садовая, 20
В 1777 году императрица Екатерина II подарила сыну Павлу, будущему императору Павлу I, участок земли в долине реки Славянки в двадцати шести километрах к югу от Санкт-Петербурга. К 1780 году здесь уже располагалось село Павловское, в котором были возведены два небольших деревянных дворца для Павла и его жены Марии Федоровны. Они назывались Паульлюст и Мариенталь. В 80-х годах 18 века планировкой и благоустройством усадьбы занимался знаменитый архитектор Ч. Камерон.
Павловск Ч. Камерона
По проекту Ч. Камерона на месте разобранного дворца Паульлюст в 1782—1786 годах был возведен Павловский дворец. Он состоял из центрального трехэтажного корпуса, от которого в противоположные стороны отходили одноэтажные галереи. По ним можно было пройти в расположенные симметрично от главного корпуса флигели. Открытые галереи были построены в форме полукруга, и перед главным фасадом образовался небольшой парадный двор. К нему от парка вела красивая Тройная липовая аллея.
На первом этаже центрального корпуса находились жилые покои великокняжеской семьи, на втором — парадные залы и кабинеты, а на третьем — служебные помещения. Кухни, комнаты для прислуги, кладовые размещались в боковых флигелях дворца. Первоначально интерьеры первого и второго этажа центрального корпуса были оформлены в смешанном стиле ампира и барокко. Здесь стояли античные вазы и статуи, стены были расписаны сюжетами из древнегреческой мифологии. Античные мотивы Ч. Камерон прекрасно сочетал с белым и цветным стеклом, различными украшениями из искусственного и природного мрамора, полудрагоценных камней.
Из многочисленных интерьеров Павловского дворца, созданных Ч. Камероном, до наших дней дошли Египетский вестибюль, выложенный каменными плитами и оформленный черными скульптурами, круглый Итальянский зал, облицованный искусственным мрамором и перекрытый куполом, и Греческий зал с колоннадой. Он украшен античными скульптурами, мебелью и канделябрами в стиле ампир.
Вместе со строительством дворца Ч. Камерон устроил в Павловске великолепный пейзажный парк. Он проложил главные дороги и аллеи, насадил рощи и оформил цветочные поляны, построил первые мосты через реку Славянку. Ч. Камерон распланировал Центральный район парка, окружающий дворец, Вольерный участок и так называемый Собственный садик.
Павловск В. Бренна
В 90-е годы 18 века благоустройством Павловского дворцово-паркового ансамбля занимался архитектор В. Бренна. Он расширил боковые корпуса дворца, к одному из них пристроил Церковный флигель, над левой галерей между центральным корпусом и флигелем надстроил второй этаж. Кроме того, по проекту В. Бренна были построены два дополнительных крыла, продолживших полукруг старых галерей, и Павловский дворец превратился в почти круглое здание с внутренним двором.
Внутреннее оформление дворца при В. Бренна также сильно изменилось. Архитектор спроектировал много новых помещений, в том числе Кавалерский и Большой залы, Картинную галерею, Камердинерскую, Тронный зал над церковным флигелем, а также доработал оформление начатых еще Ч. Камероном Итальянского и Греческого залов. С двух сторон от Греческого зала В. Бренна создал два восьмигранных кабинета. Один из них, Зал Войны, вел в покои Павла I, а другой, Зал Мира — в покои Марии Федоровны.
По проекту В. Бренна в Павловском парке были разбиты ансамбли Старой и Новой Сильвии, а между ними был установлен Руинный каскад, изображающий подобие античных руин. Тогда же был создан участок Больших кругов, представляющий собой террасы, облицованные серым мрамором. В центре террас располагались статуи «Мир» и «Правосудие». От главного дворца к реке Славянке была построена Большая каменная лестница, украшенная вазами, чугунными и мраморными львами.
Павловск в первой четверти 19 века
По проекту Дж. Кваренги в 1800 году во дворце был устроен Пилястровый кабинет. Его стены были облицованы белым и золотисто-желтым мрамором. В 1803 году в Павловском дворце вспыхнул пожар, уничтоживший многие великолепные интерьеры. В этом же году в Павловск был приглашен архитектор А. Н. Воронихин для восстановления дворца. В 1803—1804 годах ему удалось полностью восстановить оформление Парадной спальни, Библиотеки Марии Федоровны, Будуара, Фрейлинской. В 1807 году по проекту А. Н. Воронихина в Павловском дворце была создана малая гостиная Марии Федоровны, которая называлась «Фонарик».
В 1822 году по проекту К. И. Росси над правой галереей был возведен второй этаж. Здесь разместилась Большая библиотека с огромным собранием книг 18—19 веков. Библиотека была украшена скульптурами и вазами из цветного камня.
По проекту П. Гонзаго В Павловске был разбит Английский парк, украшенный ландшафтными композициями «Белая береза», «Парадное поле», «Долина прудов». В 1808 году в районе «Новая Сильвия» по приказу Марии Федоровны был построен Мавзолей «Супругу-Благодетелю». Он был спроектирован архитектором Ж. Тома де Томоном в виде античного храма с широкой лестницей и гранитными колоннами. В Мавзолее установлен памятник Павлу I. По проектам А. Н. Воронихина и К. И. Росси в парке было построено несколько мостов и беседок.
Павловск сегодня
До 1917 года Павловский дворец оставался усадьбой великокняжеской семьи, а после революции стал музеем, открытым для посещения всех желающих. С 1917 по 1944 года город Павловск носил название Слуцк в честь революционерки Веры Слуцкой. В годы Великой Отечественной войны Павловский дворцово-парковый ансамбль сильно пострадал и потом восстанавливался почти тридцать лет.
В настоящее время Павловск является одним из самых знаменитых пригородов Санкт-Петербурга. Это прекрасный дворцово-парковый ансамбль, в интерьерах и парках которого со всей тщательностью воссоздана атмосфера 18—19 веков.